Напишите нам в WhatsApp

Где можно ездить на питбайке

Пока вы всерьез не решите купить себе или своему ребенку питбайк, ваши шансы понять, нужны или нужны права на него, где и как можно на нем ездить, невелики. Потому что информация, которая «носится в воздухе» по этому поводу, крайне разрознена и противоречива.

Одни безапелляционно заявят, что права на пит не нужны, поскольку это не транспорт, а спортивный снаряд. Другие пустятся в рассуждения о том, какая именно категория прав необходима в зависимости от кубатуры двигателя и возраста райдера. Третьи начнут анализировать, по каким дорогам на пите ездить можно, а по каким нельзя. Четвертые обозначат, что питбайк питбайку рознь (с ПТС или без ПТС) и намекнут, что сделать «беспаспортному» питу ПТСку – дело элементарное. Пятые популярно объяснят, почему вам «ничем не грозит» нарушение ПДД, дескать, раз питбайк не ТС, то и правила на него не распространяются. В общем, у человека, который пока не в теме, но хочет разобраться, голова идет кругом.

В общем, давайте попытаемся разгрести эту кучу предрассудков. Разберемся, почему каждое из этих утверждений неверно в целом, хотя в каждом имеется большая или меньшая   доля правды. И какова реальность.

Транспорт или спортинвентарь?

Когда появились питбайки, ниша двухколесного транспорта на дорогах была уже занята велосипедами, мопедами и мотоциклами. Вот о них ПДД говорят довольно подробно. А питы изначально создавались не как средство передвижения, а как спортивный снаряд, позволяющий преодолевать трамплины. Потому и продавались без ПТС.

Но жизнь внесла свои коррективы. Адекватнее всего оценили ситуацию серьезные «кроссачи» — для них и раньше была нормой транспортировка кроссовых мотоциклов до полигонов и обратно на иных видах транспорта. У мотоклубов и соответствующая инфраструктура имелась.

Для «любителей» же это стало культурным шоком. Смириться с тем, что у тебя есть мотоцикл, на котором можно с удовольствием «попрыгать» на ухабах заброшенного карьера, но нельзя спокойно доехать на нем до этого самого карьера и вернуться домой, оказалось нелегко. Именно поэтому через некоторое время часть питбайков стали выпускать с ПТС – на них возник устойчивый спрос.

Те же, что по-прежнему продаются, как спортинвентарь, действительно нельзя использовать на общедоступных дорогах любых категорий. Включая улицы в дачных поселках и лесные дороги. Везти в фургоне, прицепе, катить вручную по обочинам, тротуарам, велосипедным дорожкам – можно.

Можно ли оформить ПТС на спортинвентарь?

Интернет полон духоподъемных историй об «одном мужике», который получил ПТСку на питбайк/квадроцикл/эндуро и проч., самостоятельно внеся необходимые изменения в его конструкцию и пройдя экспертизу. Теоретически это и правда возможно, регламент есть. Другое дело, что единицы таких подтвержденных «подвигов» — это редкое сочетание удачи и человеческого фактора. Ну, например, уникального волевого напора владельца спортинвентаря, золотых рук механиков, вносящих изменения в конструкцию и снисходительности экспертной комиссии.

Понадобится оборудовать пит «тысячью мелочей», для которых штатных мест в спортинвентаре не предусмотрено. Габаритными огнями, спидометром, поворотниками, рамкой под номер, клаксоном, и проч. А потом экспертная комиссия должна признать этот апгрейд надежным, безопасным и не нарушающим ни один пункт сложных технических требований. Вы, конечно, вправе тратить свои деньги, время и нервную энергию на подобную задачу. Но шансы на успех минимальные, а овчинка не стоит выделки. Во всех смыслах дешевле обойдется покупка «нормального» любительского питбайка с ПТС.

Ну а права-то нужны?

На спортинвентарь нет. Именно поэтому выпускаются детские питбайки, на которых катаются и десятилетние райдеры, если родители находят, что их дети достаточно разумны и физически развиты. Но важно понимать, что водительское удостоверение ездоку на пите не требуется вовсе не потому, что он имеет некие особые привилегии. А просто потому, что он НЕ ИМЕЕТ ПРАВА выезда в те места, где могут находиться иные участники дорожного движения. Грубо говоря, нужны они ему, как зайцу стоп-сигнал.

Если же питбайк зарегистрирован, как обычное ТС, права необходимы. В настоящее время категория прав на управление мототехникой расширилась. Теперь актуальны три подкатегории:

  • А – дающая право на управление любыми мотоциклами и квадроциклами. Доступна с 18 лет. Автоматически включает в себя две последующие категории. Т.е., если сдали на категорию А, считайте, что категории А1 и М у вас тоже есть
  • А 1 – которую можно получить, начиная с 16 лет. Распространяется только на технику с объемом двигателя до 125 см3
  • М – управление мопедами (объем двигателя до 50 см3, максимальная конструктивная скорость 50 км/ч). Доступна с 16 лет

Очень важно помнить, что наличие прав при езде на не поставленном на учет питбайке (спортинвентаре) не слишком облегчает участь задержанного сотрудниками ГИБДД райдера. Их интересуют не столько ваши права на управление, сколько правомерность нахождения вашего питбайка в месте задержания. Хотя права при себе лучше иметь – очень уж большие штрафы за вождение без них.

Ну и что мне за это будет?

«Высокоумные» рассуждения на тему «раз пит – это не ТС, то ГИБДД и сделать мне ничего не может», имеют место потому, что законы и нормы правоприменения в данной области пока далеки от совершенства. Лазейки еще существуют, их и обсуждают. Но это вопрос времени. Бесконечно закрывать глаза на бесконтрольное использование довольно опасного для окружающих «спортинвентаря» в общественных местах не будут. Тут как с бейсбольными битами: на площадке спортивный снаряд, в багажнике машины – оружие.

Да и сама подобная «логика» ущербна. То, что спортинвентарь не имеет ПТС не отменяет его конструктивной принадлежности к категории транспортных средств. Грамотный инспектор тут же процитирует вам пункт 1.2 (абз.16) из ПДД, где говорится, что механическое транспортное средство – это ТС, приводимое в действие двигателем. Термин распространяется на любые самоходные машины.  Двигатель есть? Машина движется сама, без гужевой или мускульной тяги?  Значит, механическое ТС. Принципиальное отсутствие у него паспорта свидетельствует не о его неподсудности, а о его незаконности.

 Ссылка на Постановление Верховного Суда РФ № 13АД-15-1, принятое 13 февраля далекого 2015 года, которое установило, что кроссовый мотоцикл не является транспортным средством, вам не поможет. Хотя бы потому что 22 июля 2019 Верховным судом было принято прямо противоположное постановление N 11-АД19-17. Там примененное к водителю кроссового мотоцикла наказание оставили без изменения, признав технику ТС.

И вообще, право у нас в стране не прецедентное. Приоритетными считаются законодательные акты. Постановления Верховного суда прочие суды РФ могут, но не обязаны принимать во внимание. Угадайте, каково будет решение суда в тех субъектах, где нередко происходят серьезные ДТП с участием райдеров на мини-мотоциклах?

Зато ПДД и КоАП (законодательные акты) предоставляет огромный простор для юридической фантазии инспектора. Он может выписать штраф:

  • За управление ТС без водительского удостоверения (15 тыс. руб)
  • За управление ТС, эксплуатация которого незаконна или запрещена (500 руб)
  • За не постановку ТС на учет (от 1500 до 2000 руб)
  • За отсутствие полиса ОСАГО (800 руб)

Или просто увезти пит на штрафстоянку. Откуда, при наличии документов на покупку, вызволить его будет просто, но все равно влетит в копеечку. Не говоря уже о ситуациях, когда с правоустанавливающими документами есть проблемы: потеряны, не оформлены при покупке с рук, и проч.

Подведем итоги

Вывод однозначен: ездить по дорогам (даже низкокатегориальным) на питбайке, который вы купили, как спортинвентарь, НЕЛЬЗЯ. Можно по любому бездорожью, исключая, правда, сельскохозяйственные поля, луга, выпасы – за это штрафуют по отдельной административной статье.

  • Если вы рассчитываете периодически совершать на питбайке поездки по повседневным делам – сразу покупайте модель с ПТС
  • Если ваш приоритет – гонки и активный «адреналиновый» отдых, озаботьтесь приобретением прицепа, на котором можно довезти спортивную технику до нужного места
  • Если на свой страх и риск все же едете на спортинвентаре по дороге, хотя бы имейте при себе права соответствующей категории и правоустанавливающие документы. На худой конец, избежите крупного штрафа за вождение без прав и эвакуации на штрафстоянку

И не «качайте права» при общении с остановившими вас сотрудниками ГИБДД. Никаких законных прав у вас нет. Будете вежливы и адекватны – получите шанс, что вас отпустят без последствий. Особенно, если вам надо проехать всего несколько километров по безлюдной проселочной дороге до полигона

Хороших вам «покатушек»!

  • 500 рублей – в соответствии с ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ (за управление ТС, эксплуатация которого запрещена);
  • 15 000 рублей – за езду без прав (если у водителя не открыты категории А или А1);
  • 800 рублей – за отсутствие страховки;
  • 1500-2000 рублей – за непостановку на учет.

Найдите свой бренд!

До 95% питбайков на современном рынке китайские. Что, впрочем, в последнее десятилетие перестало быть уничижительной характеристикой. Ну что поделаешь, современный автопром и мотопром прочно прописались в Юго-Восточной Азии. Нормальное у них качество. Давайте мы вкратце познакомим вас с брендами, которые вы можете найти на сайте «МотоАктив». Это может облегчить вам выбор.

  1. Kayo имеет многолетнюю историю в РФ – это один из первых питов, появившихся на нашем рынке в нулевые. Техника простая, недорогая, надежная. Обслуживать и ремонтировать ее крайне просто – и мастеров, и запчастей в достатке
  2. Motoland это бренд дистрибьютора, а не производителя. Под ним продаются модели разных заводов Тайваня и Китая. Доступные по цене, нормальные по качеству. Могут возникнуть проблемы с обслуживанием в силу малой распространенности. Но только не в «МотоАктив» — мы умеем ремонтировать и обслуживать все, что продаем!
  3. BSE пришли в Россию позже Kayo, но успешно конкурируют с ним за топ продаж. Имеют все шансы победить: ассортимент широкий, есть модели с ПТС. С обслуживанием проблем не возникнет
  4. Regulmotoтоже дистрибьютер крупных китайских производителей. Ассортимент и качество достойные. Насколько доступным и быстрым будет дальнейшее обслуживание выясняйте на месте.
  5. Welsкомпания российская, двигатели японские, производство в Китае. Нормальная ситуация для современной экономики. Широкая линейка разных мощностей, адекватные цены. Запчасти доступны.
  6. Apollo – бренд французский (и канадский), специализирующийся не только на питбайках/мотоциклах, но и на квадроциклах. Ассортимент не широкий, но в целом техника хорошая. Особых проблем с запчастями пока нет.
  7. SSSRmotosports – можно сказать, тоже отечественный бренд, объединивший известных производителей мототехники из стран Евразийского союза. Название не только ассоциируется с СССР, но и представляет собой аббревиатуру Simple Stable Safety Ride (Простая Стабильная Безопасная Поездка). Предлагают доступные и надежные питбайки как с механикой, так и с автоматикой. Обслуживание недорогое.

Если у вас возникнут вопросы, связанные с особенностями брендов или конкретных моделей, консультанты «МотоАктив» охотно ответят на все. Могут дать полезные советы по выбору. Команда «МотоАктив» состоит из людей, искренне увлеченных разнообразной мототехникой. И мы всегда рады помочь тем, кто хочет разделить наше увлечение!


Зарегистрироваться
Забыли пароль или логин?